История оперативных органов пограничных войск

Оперативные органы пограничных войск прошли сложный и длительный путь. На всех этапах своего развития они, являясь важным структурным элементом системы органов безопасности, выполняли ответственные задачи по защите интересов страны на государственной границе.

Историю возникновения, становления и развития оперативных органов пограничных войск нельзя рассматривать в отрыве от истории государства. Их структура и функции изменялись вслед за изменениями государственной политики на границе и тех задач, которые возлагались на пограничное ведомство на протяжении всего советского периода. Важно отметить, что до середины 1918 года погранохрана, как и до революции, осуществляла главным образом фискальные функции, поэтому первоначально она находилась в подчинении финансового ведомства, а затем Наркомата внешней торговли.

Первый этап

Первый этап охватывает 1918-1923 годы и связан с созданием и становлением первых пограничных чекистских органов. Приступая к преобразованию России, большевики нуждались в спокойствии на государственной границе. Однако обеспечить ее охрану в условиях мировой войны и развала старого Отдельного корпуса пограничной стражи было сложно. Особенно остро встал вопрос об охране границы после подписания Брестского мирного договора. В ряде подразделений пограничной охраны служило много представителей старой формации и левых эсеров. Они умышленно нарушали порядок пропуска через границу, стремились обострить обстановку и толкнуть Советскую республику на войну с Германией.

К лету 1918 года такими вопросами, как выявление и пресечение нарушений границы, борьба с контрабандой, спекуляцией и контрреволюцией в пограничных районах, постепенно, по мере создания местных органов власти, стала заниматься Всероссийская чрезвычайная комиссия.

Создаваемые губернские и уездные ЧК, несмотря на трудности организационного порядка и отсутствие опыта, сразу же включились в работу. Однако в силу нехватки опыта оперативной деятельности на границе они с этими задачами не справлялись. Назрела необходимость создания в системе ВЧК специального органа, главными задачами которого являлись бы не только оперативная работа в интересах охраны государственной границы, но и непосредственное участие в ее войсковой охране.

В мае 1918 года начальник отдела ВЧК по борьбе со спекуляцией В. Фомин в докладе Председателю ВЧК Ф. Дзержинскому доказывал необходимость создания на границе пограничных аппаратов, состоящих из таможни, пограничной стражи и органов сыска. К этому докладу прилагался проект Инструкции пограничным чрезвычайным комиссиям (ПЧК). С 11 по 14 июня 1918 года в Москве состоялась 1-я Всероссийская конференции чрезвычайных комиссий, на которой обсуждались экономическая и военно-политическая обстановка в стране, в том числе и на границе, а также наиболее важные вопросы организации деятельности чекистских органов. Конференция приняла Положение о пограничных чрезвычайных комиссиях. В составе иногороднего отдела ВЧК был создан пограничный подотдел, начальником которого был назначен Д. Гразкин.

31 июля 1918 года комиссар Совета пограничной охраны П. Федотов направил письмо Председателю ВЧК Ф. Дзержинскому, в котором обосновал необходимость создания отделов ВЧК на пропускных пунктах. Обращение не осталось без внимания. По указанию Ф. Дзержинского в короткий срок были созданы окружные ЧК, 34 участковые пограничные чрезвычайные комиссии (ПЧК), назначены 60 комиссаров ЧК в таможенные пропускные пункты.

Важное место в определении времени создания пограничных оперативных органов занимают решения конференции делегатов пограничных чрезвычайных комиссий, которая была проведена в Москве с 1 по 2 сентября 1918 года. В Инструкции пограничным чрезвычайным комиссиям и комиссарам на всех пограничных пунктах Советской республики она утвердила положение о том, что пограничные ЧК по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией берут на себя определенную функцию по охране границ как сухопутных, так и морских, таможен, шоссейных и железнодорожных пропускных пунктов.

Документ поставил перед пограничными ЧК следующие задачи: «а) наблюдать за прибывающими за границу лицами и товарами; просматривать их визы и документы на проезд, на провоз товаров и не допускать контрабанду как в ту, так и в другую сторону; б) вести надзор за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в техническую распорядительность и административную деятельность таможенных работ, для чего пограничные комиссии назначают на таможню своих комиссаров, которые постоянно пребывают в таможне; в) не допускать выезда лицам, коим таковой воспрещен; г) задерживать на границе лиц, разыскиваемых правительством (как при выезде, так и при въезде); д) вести дознание над таможенными контрабандистами, пойманными шпионами, контрреволюционерами, спекулянтами, взяточниками и т.д.; е) наблюдать за тем, чтобы не ввозили в пределы Республики и из Республики всевозможных товаров и др. предметов, запрещенных к ввозу и вывозу советской властью; ж) не допускать в пределы Республики лиц, коим въезд за нарушение таможенного устава запрещен; з) передавать таможенному ведомству лиц, перешедших границу; и) наблюдать за офицерами австрийской, германской и др. армий, а также лицами, заподозренными в шпионстве, за коими необходимо устанавливать строжайшее наблюдение».

Основной причиной такого широкого спектра направлений деятельности было то, что кроме задач, поставленных перед пограничной охраной, на пограничные ЧК и их комиссаров возлагались задачи местных чрезвычайных комиссий. В то же время создаваемые на границе чекистские органы еще не являлись пограничными оперативными органами, а были местными органами ЧК. Создание этих органов началось через полтора месяца после проведения конференции чрезвычайных комиссий, в связи с чем датой их образования принято считать 1 ноября 1918 года.

В годы Гражданской войны, по мере того, как вокруг Страны Советов все теснее сжималось кольцо фронтов, часть ПЧК, оказавшихся на линии фронта, были преобразованы в армейские ЧК -пограничные особорганы, на которые возлагались задачи борьбы с контрреволюцией и шпионажем в соединениях и частях действующей армии и в прифронтовой полосе.

Дальнейшая практика показала: повсюду, где не было военных действий, создавались особые пограничные отделения, особые пограничные пункты и особые заградительные посты. Учитывая то, что в годы Гражданской войны особые отделы охраны границ в своей деятельности добились положительных результатов, 24 ноября 1920 года Совет труда и обороны (СТО) принял постановление о реорганизации охраны границы РСФСР. В соответствии с ним выполнение этой важной задачи возлагалось на Особый отдел ВЧК по охране границ.

После Гражданской войны, с переходом к мирному строительству, организация оперативной деятельности на границе позволила успешно выполнять задачи политического и оборонного характера в непрерывной борьбе с разведками иностранных государств, антисоветскими организациями и их агентурой. В 1921-1922 годах охрана советской границы периодически возлагалась на оперативные органы и приданные к ней войска ВЧК-ОГПУ.

27 сентября 1922 года Совет труда и обороны рассмотрел вопрос о пограничной охране и постановил: «Передать охрану сухопутной и морской границ РСФСР во всех отношениях в ведение ГПУ, для чего создать отдельный пограничный корпус ГПУ... » 13 октября 1922 года был издан приказ войскам ГПУ № 425 «О сформировании отдельного пограничного корпуса войск ГПУ». Начальником корпуса был назначен начальник КРО ГПУ А. Артузов. В штабах Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ, пограничного округа войск ГПУ и губернского пограничного отряда оперативных органов не было. Очевидно, предполагалось, что командиром Отдельного пограничного корпуса являлся начальник КРО ГПУ, начальником пограничного округа войск ГПУ был начальник КРО при ПП ГПУ округа, а начальником губернского пограничного отряда являлся начальник контрразведывательного отделения губотдела ГПУ. Более того, оперативную работу на границе по-прежнему осуществляли погранособпосты и погранособотделения. Последние подчинялись контрразведывательным отделам секретно-оперативной части (СОЧ) губернского отдела ГПУ.

В 1923 году были продолжены мероприятия по объединению пограничных органов, ведущих оперативную работу в интересах охраны границы, и войск ОГПУ, осуществляющих войсковую охрану границы, в единый аппарат ОГПУ по охране границы. Так, в приказе ГПУ № 315 от 28 июля 1923 года «О формировании отдела погранохраны ГПУ» указывалось: «В целях объединения управления охраной государственных границ СССР сформировать самостоятельный отдел погранохраны ГПУ СССР, в коем сконцентрировать вопросы, касающиеся охраны границы». Отдел погранохраны был подчинен непосредственно заместителю Председателя ГПУ. По вопросам борьбы со шпионажем и политической контрабандой начальник отдела погранохраны подчинялся начальнику контрразведывательного отдела. В отделе погранохраны ГПУ было два отделения: оперативное и агентурно-разведывательное.

Проводимый в первые годы советской власти поиск наиболее рациональных организационных форм оперативных органов пограничных войск и организации охраны государственной границы привел к выводу, что оперативные и войсковые компоненты охраны границы должны быть под единым руководством. Этот вывод был воплощен в жизнь в 1924 году.

Второй этап

Второй этап (1924-1934 гг.) характеризуется становлением оперативных органов пограничных войск ОГПУ-НКВД. Необходимо отметить, что изменения организационной структуры на этом этапе определялись прежде всего внутриполитическими факторами. В начале 30-х годов в стране резко обострилось сопротивление действующей власти, главным образом со стороны крестьянства. Оно отражало недовольство политикой насильственной коллективизации. Партийное и советское руководство страны приняло решение объединить органы, осуществлявшие борьбу с «внутренней контрреволюцией», централизовать управление ими.

Важное место в истории оперативных органов пограничных войск занимает приказ ОГПУ СССР № 122/44 от 25 февраля 1924 года «О реорганизации пограничной охраны на основах объединения пограничных органов и пограничных войск». Пограничные отделения (пограничные особые отделения) были преобразованы в секретно-оперативные части пограничных отрядов. Начальник СОЧ являлся первым помощником начальника отряда и его заместителем. Он нес ответственность за постановку разведки, осведомительно-агентурной работы среди местного населения и учреждений в пределах участка отряда, а также среди личного состава. Должности уполномоченных определялись по линиям работы: по информации, экономической контрабанде, политической контрабанде и шпионажу, наружному наблюдению. Важно отметить, что по вопросам ведения оперативной работы на границе СОЧ оставались в подчинении КРО ОГПУ, за исключением работы, связанной с выявлением и пресечением контрабанды.

В целях приближения агентурно-оперативной работы к границе на правах отрядов были созданы отдельные комендатуры. Они осуществляли руководство пограничными заставами. В 1930 году в некоторых округах комендатуры были освобождены от хозяйственных, политических и строевых функций: их главное внимание сосредоточивалось на агентурно-оперативной работе. В результате проведенных организационных преобразований в пограничной охране повысилась результативность оперативно-служебной деятельности по охране Государственной границы СССР.
Так, в 1926 году из числа нарушителей границы было выявлено (арестовано) шпионов и диверсантов 320 человек, в 1927-м - 590, в 1928-м - 781, в 1929-м - 1048, в 1930 году – 1383 человека. Следовательно, несмотря на децентрализованное управление оперативной деятельностью на государственной границе, организационное построение оперативных органов на данном этапе было эффективно.

10 июля 1934 года Постановлением ЦИК СССР был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. В системе органов безопасности начались организационные преобразования. Погранохрана и внутренние войска вышли из подчинения органов госбезопасности.

Главное управление пограничной охраны и управления пограничных округов оперативных подразделений в своем составе не имели. Руководство оперативной работой пограничных отрядов и контрольно-пропускных пунктов осуществлялось оперативными отделами УГБ НКВД республик, управлений НКВД краев и областей (на местах) и ГУГБ НКВД СССР (в центре). В результате оперативной работой в интересах охраны границы в аппаратах УНКВД руководили многие начальники: контрразведывательного отдела (КРО), секретно-политического отдела (СПО), иностранного отдела (ИНО). Причем каждый действовал самостоятельно, без увязки с коллегами.

Согласно приказу НКВД СССР от 21 августа 1934 года «О структурном построении и подчинении органов НКВД» приграничные райотделения НКВД, объединенные с оперативными аппаратами пограничных отрядов и отдельных комендатур, выделялись в самостоятельные районные отделения НКВД. Таким образом, пограничные войска и их оперативные органы получили возможность самостоятельно решать различные вопросы в интересах охраны государственной границы.

Третий этап

Третий этап (1935-июнь 1941 гг.) развития оперативных органов пограничных войск приходится на предвоенный период.

Обострение обстановки на государственной границе, особенно на дальневосточном ее участке, заставило принять меры к усилению пограничных войск и их оперативных органов. Нахождение оперативных органов в составе штабов не приносило должного результата. Достаточно отметить, что в 1935 году было задержано 14 788 нарушителей государственной границы. Затем количество задержанных нарушителей стало уменьшаться. В 1936 году было задержано 13 801 человек, в 1937-м - 10 495 человек, в то время как обстановка на государственной границе СССР продолжала оставаться сложной и напряженной.

Учитывая политическую и оперативную обстановку, руководители НКВД и образованного в 1937 году Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД СССР принимали меры по совершенствованию работы оперативных органов. В этот период выходит приказ НКВД СССР «О разведывательной работе пограничных войск», в котором говорилось: «На органы погранохраны НКВД СССР возложены ответственные и почетные задачи по охране нашей социалистической родины, по парализации и ликвидации вражеских действий иностранных разведок на границе, по тщательному изучению ближайшей закордонной полосы, знание которой облегчает нам разведывательную работу в мирное время, а в военное время - проникновение наших войск на территорию врага».

Этот приказ возлагал на оперативные органы пограничных войск ведение «разведывательной агентурно-оперативной работы» в сопредельном прикордонье и приграничной полосе на нашей территории. По существу, это общая задача, которая может быть разделена на задачи в области разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности. Кроме этого данный приказ впервые указал на необходимость создания агентурной сети на военное время, а также обращал особое внимание на необходимость «выявления, разработки и ликвидации связей иностранных разведок в погра-ничных районах» и «выявления за кордоном бандитско-диверсионных формирований, агентуры разведок, полиции и их переправ на границе».

27 октября 1938 года в линейных погранотрядах разведывательные отделения были выделены из состава штабов и подчинены непосредственно начальнику отряда. Начальник разведывательного отделения стал заместителем начальника отряда по разведке.

В связи с разрастанием масштабов фашистской агрессии в Европе и массовыми забросками агентов немецкой разведки на советскую территорию возникла необходимость активизации противодействия противнику. Для решения этой задачи на границе с Германией в 1939 году были созданы дополнительные разведывательные пункты, а для усиления контрразведывательной работы на западном участке границы СССР в 10-километровой полосе пограничные войска в 1940 году выставили пограничные разведывательные посты, которые сыграли важную роль в борьбе с агентурой и диверсионными группами, засылаемыми спецслужбами Германии на советскую территорию.

В комплексе задач, выполняемых пограничными войсками накануне войны, большое место занимала разведка противника. Она велась на всех участках границы и преследовала две цели. Во-первых, в интересах охраны границы вскрывать подготовку разведывательными органами противника агентуры для переброски на нашу территорию, устанавливать участки и время переброски, характер заданий и объекты разведки в нашем тылу. Во-вторых, добывать разведывательные данные военного характера, которые давали бы дополнительную возможность военному командованию определять намерения противника в отношении нашего государства. Особо важное значение выполнения этой задачи имело на западной и дальневосточной границах, где угроза военного нападения германских и японских агрессоров на СССР становилась все более реальной.

К началу Великой Отечественной войны в пограничных войсках НКВД СССР были созданы достаточно эффективные оперативные органы, способные успешно выполнять поставленные задачи по обеспечению безопасности государства на границе. Этот вывод подтверждают следующие данные. Среди задержанных в 1940 году пограничниками западных округов 38 245 нарушителей границы было выявлено около тысячи шпионов и диверсантов. Так, например, если сотрудниками Белорусского и Украинского округов в 1940 году было разоблачено 259 агентов немецкой разведки, то за неполных 6 месяцев 1941 года - 219. Агентов венгерской разведки - соответственно 32 и 92. Агентов румынской разведки в 1941 году до начала войны - 28 человек. Всего на границе с Германией, Венгрией и Румынией за 6 месяцев 1941 года разоблачено 339 агентов против 450 за весь 1940 год.

Таким образом, организация оперативных органов пограничных войск к началу Великой Отечественной войны отличалась большой гибкостью, обеспечивающей наиболее целесообразное распределение и сосредоточение сил, выгодную их дислокацию, необходимое количество агентуры и их использование в соответствии с возложенными на них задачами. Однако их дальнейшее развитие было прервано нападением фашистской Германии на Советский Союз.

Четвертый этап

Четвертый этап охватывает деятельность по перестройке оперативных органов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Решением СНК СССР от 25 июня 1941 года на НКВД СССР, пограничные и внутренние войска была возложена задача охраны тыла действующей Красной армии. Пограничные отряды, которые стояли на пути у фашистов, были переформированы в пограничные полки (сентябрь 1941 г.).

Однако в организационно-штатной структуре пограничных полков выявились серьезные недостатки. В основу их организации была положена организация стрелкового полка Красной армии сокращенной численности. В результате штат офицеров-разведчиков был значительно сокращен. Вместо целого отделения в полку был оставлен всего один заместитель начальника штаба по разведке и по одному разведчику в батальонах. Но такое положение существовало недолго. 17 января 1942 года в штаты пограничных полков по охране тыла фронтов были введены отделения разведки, которые укомплектовывались офицерами оперативных органов пограничных войск.

Принимаемые меры привели систему охраны тыла действующей Красной армии в соответствие с характером сложившейся обстановки на фронте, что не замедлило дать свои положительные результаты в оперативно-служебной деятельности войск не только по количеству задержанных подозрительных лиц, но и по значительному повышению процента выявления среди задержанных немецких агентов и других вражеских элементов. Так, если в 1941 году такие лица составляли 4,6%, то в первом квартале 1942 года этот показатель повысился до 22%, т.е. увеличился почти в пять раз.

Следует отметить, что руководство деятельностью формирований охраны тыла фронтов возлагалось на ГУПВ НКВД СССР. Однако уже 28 апреля 1942 года приказом НКВД эти функции были переданы Главному управлению внутренних войск НКВД СССР. Формально на этом деятельность оперативных органов пограничных войск по обеспечению охраны тыла действующей Красной армии заканчивается, так как пограничные полки были выведены из подчинения ГУПВ
НКВД и переданы ГУВВ НКВД. Однако название «пограничный полк» сохраняется. Более того, с выходом Красной армии на западную границу возобновилась ее охрана. Многие пограничные полки были вновь переформированы в пограничные отряды.

Одной из форм боевой деятельности оперативных органов пограничных войск в тылу противника в годы Великой Отечественной войны являлось их участие в партизанском движении. Значительная часть оперативных сотрудников пограничных войск возглавляла партизанские отряды и их разведывательные органы.

21 июля 1942 года начальник Центрального штаба партизанского движения П. Пономаренко обратился в НКВД с просьбой о выделении 39 командиров из числа начальствующего состава. На должность старшего помощника начальника разведки Белорусского штаба партизанского движения был направлен бывший старший оперуполномоченный разведотдела Главного управления пограничных войск майор М. Протопопов. Начальником Украинского штаба партизанского движения стал бывший пограничник, прошедший путь от начальника заставы на Дальнем Востоке до начальника Молдавского погранотряда, нарком внутренних дел Украины генерал Т. Строкач. Начальником Латвийского штаба партизанского движения был назначен бывший пограничник полковник А. Спрогис, заместителем начальника Брянского штаба партизанского движения - генерал А. Горшков, служивший до войны в погранвойсках. Во многих партизанских формированиях пограничники возглавляли разведывательную работу, будучи заместителями командиров отрядов и соединений по разведке.

Важной формой участия пограничных войск в партизанском движении являлось формирование партизанских отрядов на нашей территории непосредственно пограничными полками по охране тыла фронтов в районах их боевой деятельности. Из офицеров пограничных войск в основном формировался командный и инструкторско-преподавательский состав партизанских школ.

Одним из крупных учебных центров по подготовке оперативных групп была Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН).

Эта бригада была создана в начале войны по указанию ЦК ВКП(б). Она состояла из коммунистов и комсомольцев столицы, обратившихся с просьбой направить их на фронт. Среди добровольцев были студенты вузов, известные спортсмены, а также политэмигранты, проживавшие в Советском Союзе. Оперативно-боевой костяк бригады составляли оперативные работники чекистских органов, офицеры, сержанты и бойцы пограничных и внутренних войск. Так, например, в октябре 1941 года приказом наркома НКВД командиром 1-го полка ОМСБОН был назначен полковник В. Гриднев - бывший руководитель одного из подразделений разведотдела ГУПВ НКВД СССР. В августе
1942 года он стал командиром этой бригады. Руководил подготовкой и заброской в немецкий тыл отрядов Д. Медведева, М. Прудникова, К. Оровского, Е. Мирковского, В. Лягина, В. Пудина и ряда других.

Для выполнения заданий в тылу врага было подготовлено 212 оперативных групп и отрядов общей численностью 7316 человек. Всего в тылу противника в разное время действовало более двух тысяч оперативных групп. За время войны оперативные группы и выросшие на их основе партизанские формирования уничтожили 229 тыс. гитлеровцев, подорвали 2852 вражеских эшелона, вывели из строя 1326 железнодорожных и шоссейных мостов, нанеся существенный ущерб противнику.

В годы Великой Отечественной войны принимались меры по усилению агентурно-оперативной работы на южной и дальневосточной границах. В тыловых населенных пунктах пограничных районов создавались разведывательные посты. Деятельность пограничных разведывательных постов на практике оправдала себя так же, как и их работа на западной границе накануне войны. В июле 1944 года для усиления борьбы с агентурой противника в тылу действующей Красной армии в условиях наступательных операций были созданы контрольно-проверочные пункты, которые также укомплектовывались офицерами разведывательных аппаратов пограничных войск.

В освобожденных районах западного участка границы развернулась борьба с «националистическим бандитизмом». Достаточно сказать, что на участках Украинского и Прикарпатского пограничных округов по состоянию на 3 сентября 1944 года оперативные органы выявили: по Украинскому округу - 69 банд (9894 участника), по Прикарпатскому округу -8 банд (2915 участников).

С момента освобождения советской территории по состоянию на 15 сентября 1944 года на участках пограничных отрядов Украинского и Прибалтийского округов было проведено 73 операции по ликвидации бандформирований. Кроме этого произошло 106 боевых столкновений. В результате оперативно-боевой деятельности убито 31 и задержано 4637 бандитов. Захвачено большое количество оружия и боеприпасов. Приведенная статистика свидетельствует, что организационная структура оперативных органов пограничных войск, которая сложилась в конце войны, позволила эффективно выполнять задачи по борьбе с вооруженными сепаратистами.

В данный период оперативные органы пограничных войск выполняли ряд боевых задач в интересах военного командования. Как показывает анализ архивных документов, основной задачей разведорганов пограничных частей и подразделений являлась тщательная агентурная и войсковая разведка объектов предстоящих действий. Так, специальные указания на этот счет пограничным войскам на дальневосточной границе были отданы в апреле 1945 года. В директивах Главного управления пограничных войск указывалось, что наряду с добыванием данных в интересах организации охраны границы главное внимание надо сосредоточить на добывании всеми видами разведки данных военного характера, которые бы помогли военному командованию своевременно и наиболее полно вскрыть намерения противника, группировку его сил и средств, военные мероприятия японских войск в прикордонье в Маньчжурии.

В последующем эти задачи конкретизировались и дополнялись командованием пограничных войск, командующими армиями и их штабами. С началом ведения боевых действий против японцев для проведения оперативной работы на территории Маньчжурии было привлечено 2/3 всех офицеров разведывательных отделов пограничных округов и пограничных отрядов. Оперативный состав был сведен в 23 оперативные группы по 3-6 чел. в каждой. Эти группы продвигались вместе с наступавшими войсками.

С первого же дня пребывания на территории Маньчжурии оперативные группы, опираясь на агентуру и войсковые подразделения, приняли энергичные меры к розыску и задержанию сотрудников японских спецорганов и их агентов. Например, оперативной группой 57-го пограничного отряда, возглавляемой майором Митяевым, в городах Хулинь, Дунань, Мишань за короткий срок было задержано 98 японских агентов.

О высокой результативности деятельности оперативных групп свидетельствуют результаты фильтрационно-следственной работы. За период военных действий оперативными группами Приморского округа было подвергнуто фильтрации 3870 человек. Органам контрразведки 1-го Дальневосточного фронта для ведения дальнейшего следствия было передано 989 человек, среди которых встречались сотрудники разведывательных органов противника, вражеские разведчики, диверсанты, японские солдаты «смертники», изменники Родины, руководители белоэмиграции и др.

Для разложения скрывавшихся вооруженных групп японцев и склонения их к явке с повинной использовались также местные жители и военнопленные (полицейские, солдаты и офицеры). Например, оперативная группа разведывательного отдела округа под руководством подполковника Зеленяева через агентуру склонила к капитуляции сначала 107 чел., скрывавшихся в окрестностях Муданьцзяня. После этого с помощью сдавшихся в течение 5 дней было выявлено еще около 200 чел., в том числе 165 офицеров, 9 жандармов, 8 крупных японских чиновников провинциального управления. Этой же оперативной группой склонен к капитуляции вооруженный отряд русских белогвардейцев (более 60 чел.), созданный японцами для диверсионных действий в тылу наших войск в районе Муданьцзяня.

Разведывательные группы получали самые разнообразные сведения о противнике, его обороне, перегруппировке войск, состоянии коммуникаций на направлениях предстоящего наступления. Так, разведывательными группами Приморского округа до начала боевых действий было разведано на территории Маньчжурии 18 маршрутов от государственной границы на глубину до 130 км. Большинство этих маршрутов находилось на направлениях главных ударов армий 1-го Дальневосточного фронта.

Как показала практика, создание оперативных групп из офицеров оперативных органов и агентов позволило командованию пограничных округов и военному командованию успешно решать поставленные задачи по разгрому японцев. Приобретенный положительный опыт был использован в дальнейшем для решения внезапно возникающих задач в интересах охраны границы.

В общей схеме охраны тыла в наступательных фронтовых операциях, как и на Западе, подтвердилась большая эффективность применения оперативно-войсковых групп, широко используемых в полосе действий фронтов. В состав оперативно-войсковых групп обычно входили 2-5 оперативных работника пограничного отряда, 30-50 солдат и сержантов. Такие группы действовали вместе с передовыми отрядами наступавших соединений на значительном удалении от линии границы. Их основными задачами являлись разгром японских разведывательных органов, захват сотрудников и документов этих органов, ведение разведки в прикордонье Маньчжурии, выявление японской агентуры, ликвидация тыловых пограничных полицейских постов и японо-маньчжурских пограничных гарнизонов. Количество групп, одновременно действовавших на маньчжурской территории от каждого отряда, колебалось от двух до шести. Численность оперативно-войсковых групп составляла 15-200 человек в зависимости от поставленной задачи.

Пятый этап

Пятый этап деятельности руководителей советского государства, органов МВД-МГБ-КГБ по реорганизации оперативных органов пограничных войск приходится на 1946-1956 годы.

Оперативная обстановка, которая складывалась в освобожденных от фашистов районах, а также нахождение пограничных войск в системе МВД наложили свой отпечаток на развитие оперативных органов пограничных войск. В послевоенный период был проведен ряд мероприятий, направленных на улучшение охраны границы, повышение бдительности и боевой готовности войск. Перед оперативными органами была поставлена задача внедрения в оуновское и аковское подполье, банды и группы контрабандистов.

15 января 1947 года согласно приказу МВД СССР ГУПВ переходит на новые штаты. В его состав вошли оперативно-разведывательное, организационно-строевое, политическое управления, морской отдел. В составе оперативно-разведывательного управления были образованы четыре отдела: 1-й отдел (Западный), 2-й отдел (Ближневосточный), 3-й отдел (Дальневосточный), 4-й отдел (контрольно-пропускных пунктов). За исключением последнего, состояли они из двух отделений: службы и разведки.

13 октября 1949 года Совет министров СССР принял постановление о передаче Главного управления пограничных войск из МВД в МГБ со всеми органами управления, личным составом, материальной частью, вооружением и снаряжением. Таким образом, на Министерство государственной безопасности вновь была возложена охрана Государственной границы СССР. Данная мера была направлена на дальнейшее улучшение уровня оперативного обеспечения охраны границы. В августе 1950 года разведывательные отделы в пограничных округах и разведывательные отделения в пограничных отрядах были введены в состав соответствующих штабов.

0 марта 1953 года на совместном заседании ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР было принято Постановление «О Министерстве внутренних дел СССР». В решении отмечалась необходимость объединения двух союзных министерств - государственной безопасности и внутренних дел. В соответствии с этим решением пограничные войска и их оперативные органы были переданы в Министерство внутренних дел СССР. Ровно через год, когда, руководствуясь постановлением ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 13 марта 1954 года образовал Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР путем выделения из Министерства внутренних дел СССР оперативных подразделений, обеспечивающих государственную безопасность, и организации на их базе самостоятельного ведомства, пограничные войска остались в структуре МВД.

Лишь три года спустя, 28 марта 1957-го, в целях усиления государственной безопасности и укрепления охраны границы СССР постановлением Совета министров СССР охрана границы была возложена на Комитет госбезопасности и пограничные войска из МВД СССР были переданы в КГБ при СМ СССР Это важное правительственное решение положило начало новому этапу в жизни и деятельности оперативных органов пограничных войск.

В период «хрущевской оттепели» (1957-1964 гг.) происходила и перестройка оперативных органов пограничных войск. В 1958-1959 годах проводится значительное сокращение численности Вооруженных сил СССР, в том числе и пограничных войск. Упраздняются некоторые пограничные округа, вместо них создаются оперативные группы, сокращаются отдельные пограничные отряды. Перемены затронули и оперативные органы пограничных войск. В пограничных отрядах и ОКПП вместо разведывательных отделов вводятся отделения, вдвое уменьшается численность оперативного состава.

В начале 60-х годов в интересах улучшения руководства оперативной деятельностью разведывательные отделы (отделения) выводятся из состава штабов пограничных войск, устраняется многоступенчатость в управлении их деятельностью, вводится институт помощников начальника ГУПВ КГБ СССР, начальников войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП по разведке. В 1962 году в связи с заметной активизацией разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб на каналах международных транспортных сообщений в соответствии с решением Коллегии КГБ при Совете министров СССР по улучшению деятельности контрольно-пропускных пунктов и усилению контроля пропуска иностранцев через границу на оперативно-важных направлениях создаются контрразведывательные органы и вводится должность заместителя начальника ОКПП по контрразведывательной работе.

Во второй половине 60-х годов в связи с резким обострением обстановки на советско-китайском участке границы по решению ЦК КПСС и советского правительства проводятся мероприятия по совершенствованию организации и деятельности разведывательных аппаратов. После событий на острове Даманском и в районе озера Жаланашколь Коллегия КГБ при Совете министров СССР определила меры по повышению эффективности их деятельности. В соответствии с указанными решениями разведывательные аппараты на советско-китайской границе усиливаются опытными и подготовленными кадрами за счет территориальных органов КГБ. В 70-е годы и на других участках государственной границы разведывательные отделения пограничных отрядов и ОКПП переформировываются в разведывательные отделы.

В следующем десятилетии в связи с обострением обстановки на советско-афганской границе усиливаются оперативным составом некоторые разведывательные отделы Среднеазиатского и Восточного пограничных округов. 3 декабря 1991 года Указом Президента СССР создается межреспубликанский орган государственного управления в сфере защиты интересов СССР и входящих в него суверенных республик на государственной границе и в экономической зоне -Комитет по охране Государственной границы СССР. Пограничные войска становятся самостоятельной структурой. Начинается их новая, теперь уже российская, история.

Источник: Журнал «Ветеран границы» № 4 (63) 2013 год
Автор: Мянсур Хайров